#МолодежьвКультуре
Новый герой нашей рубрики – Николай Кондраков – преподаватель Московской центральной художественной школы при Российской академии художеств, член Молодежного совета при Минкультуры России, один из тех, кто формирует новое поколение художников, способных не просто видеть, но и чувствовать историю.
Мы поговорили с Николаем о том, как развивается сотрудничество между Россией и Китаем в области художественного образования и какую роль изобразительное искусство играет в сохранении памяти о Победе.
На днях было подписано соглашение между Российской академией художеств и Центральной академией изящных искусств Китая. Что за этим стоит?
За этим — большая работа и реальные планы. Уже согласовано сотрудничество с 14 китайскими школами, планируется международный художественный конкурс с участием школьников и студентов из обеих стран. Ведём переговоры об организации совместного фестиваля по искусству, и, конечно, продолжаем обмен мастер-классами — наши педагоги уже работали, например, в Шицзяджуанской школе искусств. Это по-настоящему живой культурный диалог.
В этом году мы отмечали День Великой Победы. Как работы художников, особенно плакатистов, помогли сформировать образ Победы — и что они могут дать молодым людям сегодня?
Работы художников воодушевляли. Нельзя недооценивать значение «Родины-мать зовёт» И. Тоидзе и «Окон ТАСС» Кукрыниксов. Сегодня это история. Но нам важно воспринимать эту историю на чувственном уровне. Изобразительное искусство помогает нам в этом.
А какие работы лично вам особенно откликаются?
У Пименова есть две картины, которые вызывают неподдельные эмоции: «Фронтовая дорога» и «Новая Москва». Одна — о войне, другая — о послевоенной мечте. Они перекликаются по композиции, и этот контраст очень пронзителен. Особое восхищение вызывают картины учеников Московской средней художественной школы (МЦХШ при РАХ), где я преподаю. Их работы, созданные в эвакуации и освобожденном Крыму, можно увидеть на нашей выставке «Портрет героя». Эти ребята – настоящие герои своего времени.
Вы недавно подготовили выставку «Портрет героя». Расскажите, о чём этот проект?
Это выставка, которую готовила вся школа. Работы охватывают период с 1941 года по наши дни. Есть картины, созданные непосредственными свидетелями войны, есть — произведения 1990-х годов, есть и современные. В центре экспозиции — портреты героев СВО. Выставка «Портрет героя» — это большой проект, выполненный при поддержке Госдумы РФ и при поддержке проекта #КиберЛюди. Это попытка осмыслить героизм через живопись. Искусство здесь становится и хроникой, и памятником.
Какие темы чаще всего встречаются в работах учеников?
Удивительно, но даже в годы эвакуации дети находили силы писать. Проводы на фронт, похоронки, тяжёлый быт — всё это есть в работах 1940-х годов. Позже — сцены боёв, портреты, иллюстрации к военной литературе. Сегодня — военные натюрморты, портреты участников СВО. Это непрерывная линия преемственности.
А мы уже готовим интервью со следующим героем рубрики. Кто им станет? Пишите свои предположения в комментариях под постом