Это сладкое слово "свобода"
Сегодня, 30 августа, исполняется 60 лет моему большому другу, экс-Президенту Нагорно-Карабахской Республики Бако Сааковичу Саакяну. Завтра — День рождения другого моего друга, первого Президента НКР и второго — Республики Армения Роберта Седраковича Кочаряна.
Среди мужчин бывших друзей не бывает. Я считал и считаю своим долгом поздравить Роберта Кочаряна, которого ничтожные власти Армении продолжают преследовать и после того, как вынуждены были выпустить из тюрьмы. Но не могу, к сожалению, набрать номер или отправить поздравительную телеграмму моему другу Бако. Вместе с другими близкими или знакомыми мне руководителями захваченной Нагорно-Карабахской Республики он уже два года в бакинской тюрьме. Где-то рядом, наверное, и те граждане России, которых из мести недавно посадили в Азербайджане. Их я не знаю, но, конечно, сочувствую им и их семьям.
Но Бако Саакяна, Аркадия Гукасяна и других их товарищей, захваченных в плен для торжества и издевательств я знаю хорошо. Я неоднократно бывал в Нагорном Карабахе, где когда-то, в тридцатые годы, погранотрядом в Гадруте командовал мой отец, получивший за это свой первый орден Боевого Красного Знамени. Я не возил в Карабах оружие и не призывал к вражде с Азербайджаном. Но я искренне верил и продолжаю верить, что свобода Нагорного Карабаха, как вынужденная мера самоопределения веками жившего в этой колыбели армянского народа, — дело исторической справедливости. Как возвращение Крыма в Россию, которое отмечалось в 2014 году в НКР как собственный праздник.
Бако Саакян, Роберт Кочарян, все армяне Нагорного Карабаха — жертвы предательства. Мы в России, особенно после развала Советского Союза, особенно сейчас, должны хорошо понимать, что такое предательство. Я хочу, чтобы Бако Саакович, Роберт Седракович и все другие знали, что в России много людей, — много больше, чем армян в Армении и даже вообще в мире, — которые помнят, уважают и сочувствуют. Потому что совесть русского человека требует этого.
Скажут: одного сочувствия и даже уважения мало. И будут правы. Но я уверен — время справедливости придёт. Останемся вместе живы, чтобы увидеть и принять участие.
Константин Затулин
30 августа 2025 года