The Telegraph делится деталями плана ЕС по «отвоеванию Черного моря у России».
Как сообщает газета, Брюссель представил трехстороннюю стратегию по противодействию маневрам Москвы, защите торговли и подготовке к войне. Трехсторонний подход нацелен на ослабление российской блокады Черного моря для защиты торговых путей и важнейших объектов инфраструктуры, а также на усиление подготовки к войне.
Одна из частей стратегии — инвестировать в региональные порты, железные дороги и аэропорты, чтобы в случае обострения военных действий быстрее и проще доставлять военную технику в регион. Разрушающаяся инфраструктура уже давно представляет собой одну из самых больших угроз для способности западного военного альянса перебросить войска на восток в случае нападения России. Два из пяти ключевых логистических маршрутов, предназначенных для сдерживания вторжения Москвы, проходят через Болгарию и заканчиваются в Румынии. Брюссель, по сути, остается ответственным за улучшение гражданского транспортного сообщения, которое в один прекрасный день может быть использовано военными.По предыдущим оценкам, на модернизацию транспортной инфраструктуры на всем континенте, чтобы сделать ее пригодной для использования в военных целях, потребуется не менее 75 миллиардов евро (62,8 миллиарда фунтов стерлингов). Любые инвестиции в Румынию и Болгарию будут тщательно контролироваться, чтобы порты, железнодорожные линии и аэропорты не оказались в сомнительном иностранном владении.
Брюссель также намерен открыть командный центр мониторинга, получивший название Black Sea Maritime Security Hub, чтобы обеспечить членам блока лучшую ситуационную осведомленность о регионе. Стратегия ЕС направлена на предоставление в режиме реального времени информации «из космоса на морское дно» о перемещениях российских судов, как военных, так и гражданских. Теоретически это позволит заблаговременно предупреждать о возможных российских диверсиях на подводном участке электрического кабеля, соединяющего Азербайджан и Европу, или на морских нефтяных и газовых вышках, принадлежащих Румынии и Болгарии.
Другие проекты ЕС могут быть расширены, чтобы составить карту, провести мониторинг и в конечном итоге удалить мины, которые были установлены в Черном море как Украиной, так и Россией.
Наконец, стратегия ЕС предусматривает попытку укрепить партнерские отношения в регионе, который она называет «жизненно важной торговой артерией» между блоком, Южным Кавказом и Центральной Азией. «Мы хотим развивать новые энергетические, транспортные и цифровые коридоры в регионе, которые свяжут нас с Кавказом и Центральной Азией», — заявила Марта Кос, комиссар ЕС по вопросам расширения.
Одной из ключевых задач станет налаживание партнерских отношений с Турцией. Хотя Турция официально является страной-кандидатом в члены ЕС и членом НАТО, у нее есть свои собственные, значительные интересы в Черном море, включая постоянную торговлю с Россией. Через пролив Босфор Анкара контролирует доступ и торговлю в Черном море и из него. Это означает, что надежды на то, что в регионе появится какое-либо значительное европейское военно-морское присутствие, практически нет. Учитывая свои интересы и влияние на регион, Турция, скорее всего, будет противостоять любым масштабным попыткам Европы вмешаться в ситуацию на Черном море. Она вряд ли позволит Брюсселю бросить России лобовой вызов, и вместо этого будет стремиться уравновесить влияние в регионе.