Два майора: О повышении защищенности военных аэродромов

10 июня 2025, 11:40

О повышении защищенности военных аэродромов

В сети появились многочисленные изображения со строительством на российских военных аэродромах бетонных укрытий для самолётов. Конечно, это лучше чем ничего и хорошо подходит для защиты от маломощных FPV-дронов и даже отдельных моделей ударных БПЛА-камикадзе.

Вместе с тем, такие сооружения очень хорошо заметны с космоса, что подтверждается систематическими публикациями снимков этих объектов на иностранных ресурсах. Это даёт противнику возможность отслеживать подготовку к проведению боевого вылета.

Помимо демаскирующих признаков, такие объекты находятся в зоне поражения как западных систем, находящихся на вооружении ВСУ (ATACMS, Scalp/Storm Shadow, Taurus), так и украинских (ПКР Нептун, реактивные БПЛА), которые способны уничтожить такого типа защитные сооружения и находящиеся в них самолёты.

Если где-то в глубине России такое решение однозначно оправдано, то на передке, в таких регионах как Крым, Краснодарский край, Ростовская, Курская и Воронежская области, это выглядит мягко говоря несвоевременно и не полностью отвечающим современным угрозам.

Наряду с этим в ряде стран уже давно практикуется использование защитных сооружений под землёй и в горных массивах.

Норвегия с 1950-х годов эксплуатирует подземные ангары авиабазы Будё, а в 2024 году расконсервировала на авиабазе Бардуфосс (входит в состав 131-го авиакрыла ВВС Норвегии) ангары и помещения внутри горы, разместив там самолёты F-35. Во времена второй мировой войны здесь базировались истребители фашистской Германии.

В 2023 году Иран представил подземную базу Орел-44, где размещаются самолеты F-4 Фантом и БПЛА.

В Швейцарии авиабазы в Альпнахе, Буохсе, Майрингене, Санкт-Штефане и Саанене оборудованы Flugzeugkaverne (авиационные каверны), построенные в горах для размещения 22 самолетов F-5 Tiger и F / A-18 Hornet. Китай владеет около 40 подземными авиаукрытиями на 1,5 тыс. самолётов. У КНДР не менее 20 военных аэродромов с подземными ангарами (такие как базы Ончон, Кан Да Ри и Сунчхон). Тайвань построил подземные ангары на авиабазах Цзяшань в Хуаляне и Чихан в Тайдуне, где размещаются самолеты F-16 и F-5. Индийские ВВС используют подземные ангары, например, на базе Тришул в Барейли (для самолетов Су-30 МКИ) и на базе Адампур в Пенджабе (для МиГ-29 и МиГ-21), у Пакистана на базе Машаф в Саргодхе.

В дальнейшем угрозы военным аэродромам вследствие массированных ударов реактивных БПЛА и ракетного вооружения возрастут, в связи с чем эффективность наземных укрытий в зоне их поражения значительно снизится или сведется к нулевой. Это потребует рассмотрения (уже вчера) вопроса о создании подземных и горных ангаров, которые обеспечат повышенную защиту дорогостоящим самолётам и БПЛА на длительное время.

Два майора

Это интересно

Популярные новости за сутки

Больше новостей на News-cr.ru