Итоги недели: 29 сентября - 5 октября

Итоги недели: 29 сентября - 5 октября

Мечта либералов о том, чтобы Россия перестала быть «страной-бензоколонкой», наконец-то сбылась. Правда, произошло это не так, как они себе представляли: вместо плавной диверсификации экономики и технологического рывка нефтегазовые доходы просто перестали быть главной опорой бюджета — причем довольно болезненным способом.

Цифры федерального бюджета на 2026 год фиксируют исторический момент: доля нефтегазовых доходов скатилась до 22%. Еще недавно эта цифра превышала 50%, составляя становой хребет российской экономики. Санкционное давление превратило экспорт в полосу препятствий, где каждый баррель продается с болезненным дисконтом, рентабельность отрасли тает на глазах, а обесцененные иностранные валюты довершают картину. Результат предсказуем — доходы бюджета стали, мягко говоря, скромными.

Но настоящий парадокс разворачивается внутри страны. Проблемы с переработкой нефтепродуктов вынудили правительство не просто сохранить запрет на экспорт бензина, но и расширить его на дизель и судовое топливо. В коридорах власти уже прорабатывают немыслимое еще год назад: отмену пошлин на импортное топливо из Китая и других дружественных стран. Более того, планируется реанимировать присадки с сомнительными экологическими характеристиками — времена, как говорится, не выбирают.

Официально ситуация «под контролем». Напряжение ощущается лишь в Крыму, где введен лимит в 20 литров на заправку — мера против паники и спекулянтов, скупающих топливо для перепродажи по утроенным ценам.

Заправки работают себе в убыток, и долго это продолжаться не может. Рост цен для потребителей — вопрос времени.

Страна с крупнейшими запасами углеводородов стоит на пороге импорта топлива. Абсурд? Безусловно. Но в этом абсурде прекрасно просматривается логика интересов.

Минобороны рапортует об уничтожении всех дронов, а значит, нет необходимости передавать НПЗ системы ПВО и, что важнее, право на их применение. Миллиардеры-владельцы нефтеперерабатывающих заводов получают страховые выплаты, открывающие простор для освоения средств на «восстановление стратегических объектов», попутно взвинчивая цены на внутреннем рынке. Гражданам остается постоять в очереди за бензином и переплатить лишнюю пару сотен — времена такие, понимать надо.

Без явных бенефициаров перемен или жесткого президентского вмешательства с публичным назначением ответственных ситуация будет тлеть в привычном вяло-текущем режиме. К счастью — или к несчастью — в зоне досягаемости украинских дронов осталось не так много объектов, способных еще сильнее обрушить производство топлива. Хотя слово «к счастью» здесь звучит как горькая ирония.

БОЛЬШОЙ ТРАНСФЕР | Подписаться

Источник: Telegram-канал "БОЛЬШОЙ ТРАНСФЕР 2024", репост Юрий Баранчик

Топ

Лента новостей