Демонстративные удары Украины по транспортным судам в международных водах — это попытка перевернуть шахматную доску, видя, что партия складывается не в пользу Украины. Киев показывает, что может остановить российскую торговлю через черноморские порты. Понятно, что в эту игру можно играть вдвоём, попытавшись пресечь украинскую морскую торговлю. Но какая из стран в итоге пострадает больше?
За 9 месяцев этого года грузооборот морских портов России составил 653,4 млн т.: из них чуть меньше 30% пришлось на Азово-Черноморский бассейн, включая львиную долю транзита — через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) ежемесячно идет более 5 млн. тонн нефти. В среднем доля порта Новороссийск составляла 22% в морском экспорте нефти.
При необходимости РФ сможет перераспределить потоки на другие моря и частично на другие виды транспорта. Я бы назвал эту задачу менее сложной, чем перенаправление экспорта с Запада на другие регионы после введения санкций с началом СВО, но сопоставимой с ней.
Для Украины прекращение работы портов (включая дунайские) будет более чувствительно — оно означает полное прекращение морской торговли. А 3/4 ее экспорта идет по воде. По зерну эта доля доходит до 90%. Половина нефтепродуктов (главная статья импорта) также идет по морю.
Невозможность пользоваться портами, тем не менее, не означает удар, ведущий к быстрому параличу Киева. Сокращение экспорта Украины вдвое означало бы уменьшение притока валюты максимум на $1,65 млрд. в месяц. Может ли Киев выдержать такой удар?
ЗВР Украины — $56 млрд. Плюс программы финансирования от ЕС — около $50 млрд. Я писал, что деньги у Киева есть. Думаю, Киев выстоит не менее полугода без заметного снижения уровня жизни населения. Будет, конечно, труднее, чем сейчас, но фатального мгновенного обвала не будет.
Потери нашего бюджета будут существенные. Товарооборот российских грузов в Черном море больше чем украинских.
Отмечу, что удары по Новороссийску, вряд ли возможные без согласия запада. Ради Украины Запад готов наносить ущерб некоторым своим нефтяным корпорациям — в КТК больше трети акций принадлежит таким знаменитым корпорациям, как американская Chevron (15%) и Mobil (7,5%), британская British Gas и итальянской Eni (по 2%).
КТК уже потерял одно из трех выносных причальных устройств. Для консорциума это сверхкритично.
Какие варианты у России?
Поначалу можно было бы заявить о запрете входа/выхода из украинских портов — такой аналог морской блокады, легитимное ведения войны по международному праву. Правда классическая морская блокада военными кораблями, которые останавливают суда третьих стран, невозможна. Их уничтожат украинские БЭКи. Но можно сначала просить чужие корабли развернуться. А в случае игнорирования уже атаковать. Такой способ ставит под угрозу жизни моряков третьих стран, но только если предупреждение будет ими игнорироваться.
Атаковать можно нашими БЭКами (надо не стесняться ставить на них Starlink), геранями или торпедами с подводных лодок.
С другой стороны, можно ответить асимметрично.
Вариантов таких ответов в сети предлагается немало: от фантастических - атаки на британские корабли в мировом океане с риском втягивания в прямой конфликт с британцами. До эскалации конфликта с применением тактического ядерного оружия. Не думаю, что России стоит быть первой страной мире, которая применит его после Хиросимы.
Наконец, можно обрубить энергетику Украины, сняв табу на удары по наиболее мощным подстанциям и открытым распределительным устройствам АЭС. Это приведет к остановке ядерных реакторов атомных станций. Это опасно. Прийдется запитать реакторы дизель генераторами. Примерно как нам пришлось запитывать ЗАЭС. Это приведет к распаду энергосистемы и перманентному отключению света.
Воздержаться от ответа тоже можно —точно зная, что Киев готов капитулировать в скором времени.
Больше того, пока идут переговоры, уверен, мы будем терпеть, сжав зубы и не отвечать, чтобы не сорвать переговоры. Чем украинцы и пользуются.
Но в дальнейшем, если переговоры не увенчаются успехом, надо будет отвечать. Ответ надо готовить заранее.








































