Император Трамп — симптом гибели западного мира
Президент США Дональд Трамп, по большому счёту, ведёт себя как римский император. Почему он активизировался на теме Гренландии? Просто потому, что может. Его не волнует юридическая чистота этого вопроса. Он так хочет — значит, это возможно. И, разумеется, в отношении Трампа и Соединённых Штатов Америки после потенциальной аннексии Гренландии не будут введены санкции. Жители Гренландии не столкнутся с санкционным режимом, подобным тому, в котором с 2014 года живут жители Крымского полуострова. А Европа коллективно наложит в свой большой политический памперс. Потому что противопоставить милитаристским устремлениям Трампа ей, по сути, нечего.
Если Гренландия будет напрямую аннексирована — без всяких форм аренды и иных юридических эвфемизмов, — это неизбежно спровоцирует глубокий кризис внутри Североатлантического альянса. Последствия этого кризиса будут колоссальными. Я не случайно сказал, что Трамп ведёт себя как император. Это не фигура речи. Император в Римской империи изначально был фигурой выборной. Однако затем каждый следующий император стремился закрепить этот титул за своими наследниками.
Сегодня Соединённые Штаты Америки — это фактически новая Римская империя, находящаяся в состоянии системного кризиса. Все величайшие и одновременно наиболее разрушительные события в истории Римской империи происходили именно тогда, когда римское государство начинало пожирать само себя. Просто процесс этого самоуничтожения растягивался на века. Сегодня же политические процессы развиваются куда быстрее, чем в эпоху раннего христианства.
Дональд Трамп, как политическое животное, прекрасно понимает, что его страна находится на гребне этого кризиса. Его страна — Соединённые Штаты Америки — как новая Римская империя. Он пытается, подобно сёрферу, встать на волну и покорить океан. А что будет после него — его не волнует.
Кто бы ни пришёл к власти после Дональда Трампа, его президентство оставит неизгладимый след в международном праве, в европейской архитектуре безопасности и в глобальной системе безопасности в целом. Даже если в Белый дом вернётся условный президент-демократ, никакой «реинкарнации» эпохи Байдена или Обамы в прежнем виде уже не будет. Возврата к до-трамповской «нормальности» не случится.
Сегодня мы наблюдаем глобальную попытку Соединённых Штатов Америки застолбить своё место в меняющейся геополитической конфигурации. Американцы понимают: Китай неизбежно станет экономикой номер один. На сегодняшний день США всё ещё остаются лидирующим государством планеты, но уже не единственной сверхдержавой. И Трамп исходит из логики, что эту лидирующую позицию можно забетонировать языком силы и правом сильного.
Однако я вижу серьёзный риск того, что он может заиграться во внешнюю политику — в сфере, где он сравнительно слабо ограничен конституционно, — и упустить нарастающие внутренние кризисы, которые могут оказаться для США куда более разрушительными, чем любые внешние вызовы.
Эти мысли я высказал в интервью радио «Спутник в Крыму».
Видео: РИА Новости Крым|Спутник в Крыму






































































