Константин Затулин в эфире программы «Умные парни» на радиостанции «Говорит Москва» от 18.11.2025
Е. Волгина: А у нас в отношении Трампа опять розовые очки разбились стеклами внутрь, как думаете?
К. Затулин:
Ну, мне кажется, что в отношении Трампа розовые очки, может быть, и были у наших некоторых политиков, политологов, общественных деятелей. Я не думаю, что розовые очки - это тот цвет очков, который предпочитают в Кремле, в администрации президента. Там, мне кажется, достаточно реалистично оценивают всё происходящее, но не теряют надежды на то, что интересы, глубинные интересы самого Трампа, они в общем подталкивают его к тому чтобы искать какой-то выход.
Что случилось, на самом деле? Публично заявлено, - особенно европейцы любят это подчеркивать, - что задержка с переговорами, откладывание Будапешта и так далее - это все связано с тем, что вот русские не договороспособны, не хотят идти на какие-то уступки. На самом деле, я так понимаю, речь идёт не только о том, что, конечно, русские настаивают на своих позициях. Нам не всё равно, где пройдёт граница, где пройдёт линия фронта. Это может быть всё равно Трампу, может всё равно быть кому-то в Европе, но это точно не всё равно нам и точно не всё равно на самой Украине, конечно же. Но, если вторая сторона, оборотная сторона медали: стало ясно, что Трамп не может пока оказать давление на Зеленского. Он считал, что это у него в кармане: Зеленский –зависимая марионетка.
Е. Волгина:
А он прям хотел, думаете, оказать на него давление?
К. Затулин: Я думаю, что он пытался это сделать, чтобы принудить Зеленского к чему-то. Но оказалось, что наш пострел везде поспел и успел заручиться поддержкой в Европе, которая хочет продолжение конфликта. Хочет, чтобы Соединенные Штаты были втянуты в конфликт, чтобы они не забывали про Европу, не переключались на Китай или на что-то другое. И поэтому они вдохновляют молодого человека для того, чтобы он выступал с таких позиций. К тому же, конечно, ни для кого не секрет, что в самих США есть оппозиция к планам Трампа и в собственных рядах, и в собственной администрации, и среди республиканцев, и, конечно, среди демократов. Поэтому вновь, вот буквально вчера, вновь возникла тема закона, разработанного Линдси Грэмом - якобы он теперь начинает свое движение.
Е. Волгина:
Экстремист-террорист нежелательный, персона нежелательная вообще нигде.
К. Затулин:
Там речь идет о 500-процентных пошлинах на те страны, которые торгуют с Россией. Этот законопроект был подготовлен летом, потом приостановлен. Сейчас в интересах оказания давления на нас начато его движение в палатах Конгресса, в Сенате, в Палате представителей.
Что касается Зеленского, то его, как мне кажется, принуждают к сделке, в том числе и вот путем этих коррупционных скандалов. Я эту точку зрения высказал, теперь она стала, по-моему, достаточно распространенной: что на самом деле речь идет именно об этом - что вот это вот внедренное в ткань украинской государственности Национальное антикоррупционное бюро, которое не подчиняется властям Украины, просто задействовано для того, чтобы призвать к порядку украинские власти. Которые заигрались в самостоятельность, поверили в то, что они могут, как хвост, вертеть собакой. Вот они должны, как бы, вести себя посговорчивее.
Стенограмма эфира в
официальном Дзен-канале Константина Затулина
Константин Затулин в эфире программы «Умные парни» на радиостанции «Говорит Москва» от 18.11.2025
Е. Волгина: Есть ощущение, что всё равно для нас лично новые сложности тоже возникают, потому что говорить не с американцами, не тем более с украинцами, европейцами с позиции того, что посмотрите, продвижение идёт, давайте садиться за стол переговоров, это не работает, потому что они хотят только на своих условиях всё. Поэтому вот эти вот санкции, поэтому попытка засушить вообще российскую экономику полностью, под шумок отжать ещё и российские активы заграничные.
К. Затулин: Значит, я думаю, что не должно быть сомнений, что наше продвижение не является главным аргументом, в попытке склонить Запад к переговорам, к принятию нашей позиции. Оно является аргументом вообще, но признать за нами перспективу в военной борьбе они не хотят. Аргументом для них, для американцев, является иное: например, отношение России с мировым большинством, отношения России с Китаем. Вот что является для них аргументом на перспективу. Продвижение на поле боя является аргументом для нас. С точки зрения того, что как мы рассчитываем, когда переговоры, рано или поздно начнутся, линия фронта будет проходить гораздо западнее.
Я периодически, как и все другие, отмечаю, что происходят какие-то утечки, в том числе со стороны американских официальных или полуофициальных лиц. Утверждают, что Россия настаивает на том, чтобы украинские вооруженные силы оставили в целом Донбасс, чтобы мы вышли на его границы. Ну, на границы Луганской области Украины или ЛНР мы уже давно вышли. Что касается Донецкой области, то часть ее остается под контролем вооруженных сил Украины. Вот наши требования в этом смысле, как их представляют, состоят в том, что мы готовы на переговоры, остановку в том случае, если этот вопрос будет таким образом решен. Ну, есть и другие условия, но это в том числе.
Вот лично я полагаю, что довольно сложно добиться в сегодняшней ситуации того, чтобы мы рассчитывали на то, что нам в результате мирного урегулирования отойдут те территории, которые не заняты нашими войсками. Я не верю в то, что мы сдадим свои позиции - ясно совершенно, что на это наша власть не пойдет. Самое главное, это будет зафиксировано фактом нашего контроля над этими территориями. А вот, что нам в порядке жеста доброй воли, сделают подарок для того, чтобы мы остановили военные действия, - вот мне кажется, к этому Запад не готов. И этого совершенно не хочет Зеленский, не хочет украинская власть. Она рассматривает это как удар по своей там «незалежности».
Ясно, что каждая из сторон выдвигает условия с запасом. Именно так можно воспринимать постоянно повторяемую мантру о том, что Украина стремится к восстановлению полной территориальной целостности, к выходу на границы 1991 года. То есть на возвращение Крыма, территории Донецка, Луганска, Запорожья, Херсона. Это явно нереалистичные требования. Это как раз, мне кажется, Трамп и его команда понимают. Но дальше, дальше, - все то, что происходит вокруг вопроса о продвижении на территории, - это для них не так важно, как для нас. Для нас это безусловно важно, чтобы в данном случае иметь возможность говорить, что мы достигаем своих целей.
Стенограмма эфира в
официальном Дзен-канале Константина Затулина
Константин Затулин в эфире программы «Умные парни» на радиостанции «Говорит Москва» от 18.11.2025
Е. Волгина: Константин Федорович, Вы упомянули активность британцев, в том числе и в Центральной Азии, для того, чтобы создать нам напряженность в этих республиках. Но ведь американцы, наверное, примерно тем же самым занимаются, нет?
К. Затулин: Нет. Конечно, Запад нам в целом продолжает противостоять, и Соединенные Штаты из этого списка никак нельзя исключать, несмотря ни на какие наши попытки развивать отношения с Трампом, и добиваться от него какого-то понимания. При этом все равно США являются лидером этого Западного мира и не собираются отказываться от этой роли. Конечно они ищут, где глубже. Как вы знаете прошел саммит в Вашингтоне, где были все лидеры республик бывшей Советской Средней Азии. И там было много сказано, в том числе, это отметили журналисты, в традиционном восточном духе, в духе восточного красноречия. После этого, как вы знаете, один из участников этой встречи, а именно президент Казахстана Токаев был с официальным визитом в Россию. И здесь тоже многое было сказано, и тоже многое было сказано в традиционном восточном духе.
У меня нет никаких сомнений, что страны этого региона, они, конечно, хотели бы дружить со всеми. И хотя прошлое, и границы, и территория, и география, да и их население, - привязывает их к России, они, конечно, не хотят осложнений ни с Соединенными Штатами, ни с Китаем. Поэтому надеются, что вот эта их многовекторная политика, она будет всеми правильно восприниматься.
Мы, по крайней мере на словах, с этим не спорим. Хотя, конечно, в каждом случае речь идет о конкуренции за влияние. И в каких-то вопросах нам удается добиться своего, в каких-то не удается. Потому что руководство этих стран пытается как-то вот раздавать всем сестрам по серьгам. Если, скажем, знаковый вопрос в строительстве первой атомной электростанции в Казахстане был решен в пользу России, хотя на это претендовала Франция, были другие попытки, то, например, для поставки железнодорожного транспорта заказ был сделан в Соединенных Штатах. Сейчас, после встречи, которая прошла в Вашингтоне, речь идет о такой любимой для Трампа теме, как редкоземельные металлы, о том, чтобы как можно больше развивать участие американских компаний в добыче полезных ископаемых. На этом, можно сказать, помешались многие.
Хочу заметить, - в этом нет ничего удивительного. Я вот наблюдаю за развитием Казахстана, и как депутат, и как директор Института на протяжении всех этих лет независимости после распада Советского Союза. И могу сказать, что линия предшественника Токаева, Нурсултана Назарбаева в том и состояла, чтобы, признавая факт взаимоотношений с Россией, - потому, что такая граница, такое прошлое, таков состав населения (Значительная доля в Казахстане - это русское население. Оно, конечно, убывает, но на момент обретения независимости оно почти было равно по численности казахскому населению).
Е. Волгина:
Но при этом ориентация-то понятна, куда идёт.
К. Затулин: При этом как бы последовал исход. В 1994 году миллион человек уехало из Казахстана, как раз русских, русскоязычных. Но с самого начала, не смотря на политические отношения, признание, так сказать, особых отношений с Россией, даже инициативы по созданию Евразийского экономического союза, - она ведь исторически принадлежала именно Назарбаеву, - разговоры о том, что русский язык надо поддерживать, надо фонд создавать, решения, которые по этому поводу принимались. Правда, не всегда выполнялись. Вот у нас не так давно было принято решение о том, что надо создавать такую организацию. И вот в Сочи будет штаб-квартира этой организации. Я, конечно, очень извиняюсь, но вот я сам депутат от Сочи и ничего не слышал о том, чтобы у нас в Сочи появилась штаб-квартира этого самого фонда или структура, которая должна будет поддерживать русский язык на пространствах СНГ. Медленно идёт согласование. А с другой стороны, всегда в Казахстане при Назарбаеве была линия: не пускать российский бизнес на территорию Казахстана.
Стенограмма эфира в официальном Дзен-канале Константина Затулина












































